В Государственную думу внесён законопроект о вовлечении в оборот сельскохозяйственных долей
Правительство России внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731.
В целях создания условий вовлечения в оборот невостребованных земельных долей законопроектом предлагается:
1) признавать земельные доли, собственники которых умерли, выморочным имуществом;
2) наделить орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка правом на обеспечение подготовки проекта межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков;
3) наделить органы местного самоуправления поселений, или муниципальных округов, или городских округов до 1 января 2025 г. правом на участие в общем собрании участников долевой собственности от имени лиц, чьи земельные доли признаны невостребованными, а также передавать в аренду земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей.
«Предлагаемый законопроектом механизм вводится в интересах собственников земельных долей и будет способствовать восстановлению качества почв, уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также позволит сохранить имущество в надлежащем, пригодном для использования в целях сельскохозяйственного производства состоянии», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» должностные лица контрольного (надзорного) органа при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны разъяснять контролируемому лицу, его представителю их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
Таким образом, при взаимодействии с контролируемым лицом (выездная проверка, инспекционный визит, профилактический визит) сотрудники Управления Росреестра по Томской области проверяемым лицам разъясняют их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей, а также способы устранения нарушений и последствия, в случае их не устранения.
«В случае, если контрольное (надзорное) мероприятие было проведено без взаимодействия с контролируемым лицом, акт результатов проведения такого мероприятия направляется контролируемому лицу. При возникновении вопросов он может связаться с сотрудниками Управления для получения разъяснений по соблюдению обязательных требований земельного законодательства и получить консультацию по телефону», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина,
И при проведении профилактического визита сотрудники Управления Росреестра по Томской области разъясняют обязательные требования земельного законодательства, но при этом профилактический визит является мероприятием профилактическим, а не мерой реагирования на поступившую жалобу. Таким образом, разъясняя обязательные требования при проведении профилактических мероприятий можно предотвратить нарушение, а не бороться с их последствиями. За 9 месяцев 2022 года сотрудниками Управления был проведен 101 профилактический визит.
Последствия самовольного занятия земельного участка
Наиболее распространённым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка.
Самовольное занятие может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании, использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.
Также к самовольному занятию земельного участка относятся и действия собственника (арендатора), направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Согласно пункту 1 ст.60 Земельного кодекса РФ следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются виновными лицами за свой счет.
Кроме того, в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Таким образом, имея на руках документ о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратиться в соответствующий государственный орган для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены в установленном порядке, т.е. зарегистрированы.
Это же относится и к отчуждению (продаже, дарению) земельного участка. В противном случае, при заключении устной сделки или сделки в письменной форме без последующей государственной регистрации перехода права, продавец или даритель остаётся полноправным собственником земельного участка. А действия покупателя (или одаряемого), осуществляющего пользование участком, без регистрации своего права подпадают под действие ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В случае самовольного занятия земельного участка наступает административная ответственность.
Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 7.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Особенности судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
Каждый гражданин прямо или косвенно взаимодействует с должностными лицами и органами (учреждениями), осуществляющими публичные полномочия.
При этом возможно возникновение ситуаций, когда такое взаимодействие, направленное на достижение благосостояния общества, не в полной мере удовлетворяет интересам определенного лица (группы лиц), а иногда и нарушает данные интересы (права).
В связи с этим возникает вопрос, как поступить в данном случае, как достичь необходимого результата?
Государство предусмотрело правовую возможность каждого обратиться за судебной защитой.
Так, в случае возникновения у граждан или юридических лиц сомнений в законности принятого органами, осуществляющими публичные полномочия, их должностными лицами актов, решений и действий (бездействия), указанные лица вправе обратится в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ).
После принятия к производству заявления (административного искового заявления) суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя (административного истца).
Такое судопроизводство принято называть «административным».
Особенностью рассмотрения дел судом в порядке административного судопроизводства является отличие распределение бремени доказывания между заявителем (административным истцом) и заинтересованным лицом (административным ответчиком), чьи действия (бездействие) обжалуются от дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства.
Так, при обращении в суд в порядке административного судопроизводства заявитель (административный истец) должен обосновать, какие принадлежащие ему права, свободы и законные интересы, в нарушение каких норм права и какими действиями заинтересованного лица (административного ответчика) нарушены.
Одновременно, на орган, осуществляющий публичные полномочия должностных лиц, возлагается обязанность доказать законность и обоснованность обжалуемых действий (бездействия).
Управление, оказывая услуги государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, взаимодействует с гражданами и юридическими лицами.
«Продавая, покупая, сдавая в аренду, либо арендуя недвижимое имущество, построив дом, получив наследство, осуществив перепланировку и т.д., юридическую силу сделке (действиям) при определенных обстоятельствах придает именно результат обращения за совершением учетно-регистрационных действий в Управление Росреестра по Томской области. При осуществлении такой деятельности случаи возникновения недопонимания со стороны граждан и юридических лиц, обращающихся в Управление, не исключены. Однако специалисты Управления стараются разрешить возникающие вопросы во внесудебном порядке», - рассказала Елена Ковальчук, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Подготовка к проведению комплексных кадастровых работ на территории Томской области в 2023 году
В 2023 году в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, Росреестром была одобрена заявка Томской области на предоставление субсидии из федерального бюджета в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов. В связи с чем и Администрацией Томской области на указанные работы были выделены денежные средства из бюджета Томской области.
Департаментом по управлению государственной собственностью Тоской области - заказчиком комплексных кадастровых работ на территории Томской области в 2023 году запланировано проведение комплексных кадастровых работ в Томском районе на территории 23 кадастровых кварталов в отношении 5 147 объектов недвижимости, в г. Томске на территории 46 кадастровых кварталов в отношении 18 183 объектов недвижимости, Александровском районе на территории 3 кадастровых кварталов в отношении 3 173 объектов недвижимости, Бакчарском районе на территории 4 кадастровых кварталов в отношении 2 792 объектов недвижимости, в Кожевниковском районе на территории 10 кадастровых кварталов в отношении 6 677 объектов недвижимости.
Перечень кадастровых кварталов утвержден Распоряжением Администрации Томской области от 23.03.2020 №174-ра «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Томской области в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов».
По результатам проведения комплексных кадастровых работ будет проведено уточнение местоположения границ земельных участков, будет установлено или уточнено местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, будут образованы земельные участки, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, будут образованы земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, будут исправлены реестровые ошибки в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
Таким образом, правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых будут проводиться данные работы, могут уточнить местоположение границ принадлежащих им объектов недвижимости, не затрачивая собственных средств.
О начале проведения комплексных кадастровых работ можно будет узнать на сайтах Росреестра, Департамента по управлению государственной собственностью Тоской области, а также сайтах и информационных щитах органов местного самоуправления и органов управления садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, на территории которых планируется выполнение комплексных кадастровых работ.
«Проведение указанных работ позволит существенно повысить качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, что будет способствовать защите прав собственности, формированию налоговой базы, совершенствованию земельно-имущественных отношений и повышению инвестиционной привлекательности региона», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Льготное оформление прав на жилые дома и земельные участки под ними
До 1 марта 2031 года гражданин, использующий для постоянного проживания возведенный до 14 мая 1998 года жилой дом, который расположен в границах населенного пункта и право собственности на который у гражданина и иных лиц отсутствует, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен указанному гражданину и на котором расположен данный жилой дом.
Для оформления жилого дома и земельного участка под ним владелец может обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, приложив:
1) схему расположения земельного участка (в случае, если земельный участок подлежит образованию);
2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
3) документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг;
4) документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 1 января 2013 года и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо заказчиком изготовления указанного документа и жилой дом возведен до 14 мая 1998 года;
5) документ, подтверждающий предоставление либо передачу иным лицом земельного участка, в том числе из которого образован испрашиваемый земельный участок, заявителю;
6) документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в жилом доме до 14 мая 1998 года;
7) выписку из похозяйственной книги или из иного документа, в которой содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю;
8) документ, выданный заявителю нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права заявителя на него.
К заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также прилагается технический план жилого дома, за исключением случая, если на момент направления указанного заявления в отношении жилого дома осуществлен государственный кадастровый учет.
В сроки, предусмотренные законодательством уполномоченный орган:
1) проводит осмотр жилого дома в целях подтверждения его наличия на испрашиваемом земельном участке;
2) осуществляет опубликование, извещения о предоставлении земельного участка, указанного в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка, обеспечивает размещение такого извещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа, а также на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположен земельный участок.
Результаты осмотра жилого дома фиксируются актом осмотра. В случае, если по результатам осмотра жилого дома установлен факт отсутствия жилого дома на испрашиваемом земельном участке, в течение десяти дней со дня составления акта осмотра уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка. К указанному решению прилагается акт осмотра. Решение об отказе в предоставлении земельного участка так же принимается в случаях, когда в судебном или в ином предусмотренном законом порядке дом признан самовольной постройкой, подлежащей сносу, или в случае, если заявителем не приложен к соответствующему заявлению ни один из вышеперечисленных документов.
В случае, если по итогам рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято положительное решение, подача заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также документов, предусмотренных законодательством, не требуется. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образованного на основании указанного решения, осуществляется после его постановки на государственный кадастровый учет и не позднее двадцати рабочих дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления технического плана жилого дома, расположенного на таком земельном участке (за исключением случая, если на момент осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в отношении жилого дома осуществлен государственный кадастровый учет жилого дома).
Государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учётом этого дома и государственной регистрацией права собственности гражданина на жилой дом по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших гражданину такой земельный участок.
В случае, если в жилом доме имеют регистрацию по месту жительства несколько граждан и такой жилой дом соответствует установленным законодательством требованиям, то земельный участок под таким жилым домом предоставляется в общую долевую собственность, если иное не предусмотрено соглашением между указанными лицами.
Проведение государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории региона в 2023 году
Согласно действующему законодательству в 2023 году во всех субъектах РФ в обязательном порядке будет проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
На территории Томской области уполномоченным органом на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки является Департамент по управлению государственной собственностью Томской области (https://dugs.tomsk.gov.ru/). Определение кадастровой стоимости проводит Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК») (https://www.gko70.ru/).
Решение о проведении в 2023 году государственной кадастровой оценки в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на территории Томской области зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Томской области, принято распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 18.01.2022 №2-о.
Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетным учреждением на постоянной основе. В рамках подготовки собирается, обрабатывается и учитывается информация обо всех объектах недвижимости, в том числе кадастровая стоимость которых была установлена в размере рыночной стоимости.
На этапе подготовки в целях уточнения характеристик правообладатель может подать в бюджетное учреждение декларацию о характеристиках объекта недвижимости с приложением документов, подтверждающих указанные в декларации значения характеристик (например: технический паспорт на объект недвижимости, акт ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, иные документы).
В случае если характеристики объекта недвижимости влияют на его кадастровую стоимость, но при этом не соответствуют имеющимся в ЕГРН сведениям об объекте, они не будут учтены. Во избежание этого стоит заранее ознакомиться с содержащимися в ЕГРН характеристиками объекта недвижимости, и в случае несоответствия их фактическим, внести изменения в ЕГРН в установленном законодательством порядке.
Ознакомиться с характеристиками объектов недвижимости, содержащимися в ЕГРН, можно на официальном сайте Росреестра по адресу: https://rosreestr.gov.ru в разделе «Электронные услуги и сервисы», в том числе на публичной кадастровой карте Росреестра.
Подача и рассмотрение декларации осуществляется в порядке и по форме, установленным Приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0216 «Об утверждении Порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».
Декларацию можно подать в ОГБУ «ТОЦИК» лично, через ОГКУ «ТО МФЦ», Интернет, а также почтовым отправлением по адресу: 634009, г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2. Телефоны для справок: 8(3822) 907-933, 8(3822) 907-944.
Декларация рассматривается в течение 30 рабочих дней со дня ее представления. Результатом рассмотрения ОГБУ «ТОЦИК» декларации является уведомление с указанием учтенной информации, содержащейся в декларации, а также неучтенной информации и причин, по которым она не была учтена.
Установленная форма декларации, требования к ее заполнению, способы направления, порядок ее рассмотрения, перечень прилагаемых документов размещены на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://www.gko70.ru) в разделе «Декларации».
«Представление правообладателем декларации с целью уточнения характеристик объекта позволит исключить ошибки в сведениях об объекте недвижимости, которые учитываются при определении кадастровой стоимости», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области
Исправление технической ошибки в ЕГРН
Техническая ошибка представляет собой описку, опечатку либо грамматическую или арифметическую ошибку. Ее следует отличать от реестровой ошибки, так как от этого будет зависеть порядок ее исправления.
Техническая ошибка исправляется достаточно просто. Нужно подготовить и подать заявление о ее исправлении. Сделать это может любое заинтересованное лицо. Если орган регистрации прав обнаружит такую ошибку самостоятельно, он исправит ее без вашего участия (ч. 1 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Порядок представления заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН утверждены Приказом Росреестра от 02.08.2021 N П/0328.
Важно отличать техническую ошибку от реестровой, которая перенесена в ЕГРН из представленных документов. То есть изначально такая ошибка допущена именно в документах.
Чтобы узнать, какая ошибка совершена, сравните сведения об объекте недвижимости в выписке из ЕГРН и документах, которые вы представляли для кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на него. Если они отличаются, то обращайтесь за исправлением технической ошибки. Если сведения одинаковы, это означает, что ошибка допущена в самих документах и исправлять нужно реестровую ошибку.
Для исправления технической ошибки в первую очередь потребуется заявление, которое подается в орган регистрации прав. При личной подаче его может оформить специалист, принимающий документы (п. 6 Требований, приведенных в Приложении N 4 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310).
Для самостоятельного оформления заявления можно воспользоваться формой согласно Приложению N 2 Приказа Росреестра от 19.08.2020 N П/0310.
Такое заявление можно подать на бумажном носителе:
• в Кадастровую палату, в том числе при выездном приеме;
• через МФЦ;
А также в электронном виде в орган регистрации прав через портал госуслуг, официальный сайт Росреестра или с помощью веб-сервисов.
По собственной инициативе вы можете приложить к заявлению документы, подтверждающие, что при проведении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав была допущена ошибка.
Согласно ч. 1 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости ошибка может быть исправлена без вашего заявления:
1) если орган регистрации прав выявил ее самостоятельно;
2) в орган регистрации прав поступило решение суда об исправлении ошибки, вступившее в законную силу.
Техническая ошибка исправляется в течение трех рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трех рабочих дней со дня ее исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление. Оно направляется независимо от основания исправления ошибки - как по заявлению, так и органом регистрации прав самостоятельно без заявления.
Уведомление направляется в форме электронного документа на адрес электронной почты, указанный в заявлении (если подавалось заявление) и (или) который содержится в ЕГРН (в том числе если ошибка исправлена без заявления), высылается ссылка на электронный документ, размещенный на сайте органа регистрации прав, или электронный документ. Если заявление подавалось лично через МФЦ, то уведомление можно получить в МФЦ.
Техническая ошибка не исправляется, если:
• ее исправление повлечет прекращение, возникновение либо переход зарегистрированного права на недвижимость. Это следует из п. 1 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости;
• ее исправление может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей либо третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в ЕГРН. В этом случае техническая ошибка может быть исправлена только по решению суда (ч. 4 ст. 61 названного Закона).
Если в исправлении технической ошибки откажут, то не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного срока для ее исправления вам направят уведомление об отказе, указав его причины.
Продаю квартиру, подал документы на регистрацию права электронно, а мне их вернули, нет какой-то записи. Поясните, что это значит?
На вопрос отвечает Наталья Ананьева, заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области:
- Действующим законодательством предусмотрен популярный сейчас электронный способ проведения операций с недвижимостью, который позволяет гражданам экономить время, деньги и сократить количество посещений офисов предоставления государственных услуг.
Чтобы оформить сделку купли-продажи или дарения недвижимости, принадлежащей физическому лицу, дистанционно, то есть в электронном виде, ее собственнику необходимо предварительно представить в орган регистрации прав на бумажном носителе заявление о возможности регистрации перехода прав с использованием электронной подписи. Такое заявление представляется в орган регистрации прав лично собственником недвижимости или его законным представителем через любой офис МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости. Информацию об адресах времени работы офисов МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru, либо по телефонам регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области), 8 (3822) 602-999 (городской номер телефона).
В течение пяти рабочих дней после подачи такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносится запись о возможности регистрации перехода права собственности на объект недвижимости на основании документов, подписанных электронной подписью и представленных в электронном виде дистанционно. По усмотрению собственника такое разрешение может распространяться как на один объект, так и на всю принадлежащую ему недвижимость. Прекратить действие записи в ЕГРН можно в заявительном порядке по желанию собственника или по решению суда.
Если такая запись в ЕГРН отсутствует, то документы, представленные электронным способом участниками сделки, будут возвращены органом регистрации прав им без рассмотрения, и сделка не состоится.
Но вместе с правилом законодательство также установило и исключения. В частности, такие требования не применяются, если заявление о переходе права собственности в электронной форме представляют нотариусы (при условии совершения сделки при личном участии правообладателя или его законного представителя) или государственные органы (муниципальные органы), взаимодействующие с органом регистрации прав в электронном виде. Или если стороны договора обратились через кредитную организацию, взаимодействующую с органом регистрации прав в электронном виде. Наконец, данное правило не применяется, если владелец недвижимости является обладателем сертификата электронной подписи, изготовленным удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты.